| Вклад в музыку
«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной)
общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и
России.
Популярность «Арии» в немалой степени способствовала развитию
соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» — одна
из немногих российских рок-групп, известных и гастролирующих за
пределами бывшего СССР.
Стиль
Основным жанром «Арии» является традиционный хэви-метал в его «английской» школе: «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам хэви-метала, как Iron Maiden, Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest. Из-за этого критики обвиняли «Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а также заимствовании музыкальных ходов у этих групп. Сами музыканты отвергают подобные обвинения:
|
Владимир Холстинин в интервью Дилану Трою:
Большинство наших музыки-то
никакой толком не знают. Услышали один раз - «Iron Maiden», и давай нас
склонять. Триольный ритм играли еще «Deep Purple», массу аналогичных
моментов можно найти и у «Jethro Tull». Вот хоть бы раз написали, что я содрал что-нибудь у «Jethro Tull». Хоть какое-то разнообразие...
Оригинальная логика: а если бы «Ария» играла кондовый рок-н-ролл, то получается, что мы обдираем Чака Берри? Во всем мире дискуссия на эту тему давно закончена.
|
|
В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По
мнению бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом Ария обязана
композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все-таки главный
композитор „Арии“ — Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные
риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают
на традиционные наши российские песни под гитару». Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и мелодические обороты». Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам,
благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую
известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда»
транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».
Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии»
снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились
некоторые элементы пауэр-метала.
Тематика
Тематика текстов «Арии», которые сочиняются профессиональными поэтами, близка к традиционной для хэви-метал.
Среди постоянных тем —— обращения к теме войны, истории, религиозной
мистики и ужасов, а также любовной лирике. Одной из самых постоянных
тем является тема Апокалипсиса, Конца Света или разрушительной катастрофы, представленная почти на каждом альбоме в разных вариациях («Это рок», «Воля и разум», «На службе силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).
Тексты первых двух альбомов были написаны поэтом Александром Елиным.
Они имели зачастую остросоциальный уклон, но при этом подвергались
цензуре. В результате, традиционная для хэви-метал военная тематика
представлена как антивоенная, пугающая ужасами войны. Эта тенденция
продолжилась на первых альбомах группы «Мастер», куда перешли Елин и
часть «арийцев».
|
Александр Елин в интервью utro.ru:
В: Тексты первого и
второго альбома имели явно выраженную социальную и антивоенную
тематику. Почему так получилось, был какой-то «социальный заказ»?
АЕ: Да, тогда надо было проверять тексты на комиссии от Минкульта... Тексты под это надо было написать такие, чтобы не «обломились» поклонники хэви-металла, не было похоже на тексты, скажем, ВИА «Самоцветы»
—– и в то же время чтобы они проходили «литовки». Поэтому выбор
антивоенной тематики был совершенно сознательным. Мы в своём кругу с
долей иронии называли всё это «Красным металлом» —– рок-музыканты
вообще обязаны относиться к своим текстам с долей иронии. То есть
героика-патетика была с некоторым «красноватым» оттенком – это был
единственно возможный способ как-то действительно «выстрелить». Что, в
общем, и получилось.
|
|
Беркут в маске лётчика исполняет песню «1100». Костюмированное представление песен стало визитной карточкой «новой» Арии
Со сменой текстовика на Маргариту Пушкину
в репертуаре «Арии» появились песни мистического, религиозного и
хоррор-уклона (такие как «На службе силы зла», «Игра с огнём»,
«Антихрист», «Зомби»). Пиком этой тенденции стал альбом «Кровь за кровь», полностью посвящённый теме сверхъестественного.
В период конца 90-х у группы появилось больше лирических медленных
песен, к которым писались соответствующие тексты о любви и судьбе
(«Потерянный рай», «Осколок льда», «Закат»).
С ужесточением звучания на альбомах с Беркутом, а также с
возвращением Елина и приходом Кокоревой и Лобанова, у группы появился
уклон в историческую военную тематику («Колизей», «Кровь королей»,
«Крещение огнём», «Страж Империи»). На презентации альбома «Армагеддон» арийцы провели костюмированное историческое шоу.
О текстах «Арии», их значении и процессе написания, черновых
вариантах песен, написана книга Маргариты Пушкиной «Ария Маргариты».
Все тексты «Арии» написаны и исполняются на русском языке. Однако
существуют английские версии нескольких песен. В альбом «Штиль» вошла
песня «You’d Better Believe Me», написанная на музыку «Не хочешь — не
верь мне». В 2004 году на фестивале «Рокфест» в Москве, где выступали в
основном зарубежные исполнители (Helloween, Masterplan) арийцы представили англоязычную программу из переведённых песен, в том числе «Колизей», «Штиль», «Тореро».
Каверы
На счету Арии три изданных кавер-версии песен иностранных
исполнителей. Все каверы были исполнены переведёнными на русский язык и
носят названия, взятые из текста. Это Manowar — Return of the Warlord (Пробил Час), Golden Earring — Going to the Run (Беспечный Ангел) и White Lion — Cry for Freedom (Свобода). Все три песни в русском переводе Пушкиной посвящены тематике байкеров. «Пробил Час» и «Беспечный ангел» были изначально изданы на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» — на втором, позднее все три были переизданы на альбоме редких треков «Штиль». Песня «Беспечный Ангел» некоторое время возглавляла Чартову Дюжину и вошла в постоянный репертуар группы.
Кроме того, на нескольких концертах после 2003 года Ария исполняла кавер-версию песни группы Iron Maiden The Trooper. Однако, в записи эта композиция не появлялась.
В свою очередь, песни группы Ария становились объектом кавер-версий других групп. В частности, группой Rammstein в 2003 году был выпущен редкий сингл Schtiel, содержащий кавер-версию песни «Штиль», обработанную в индастриал-стиле.
Немецкая же хэви-метал группа Solemnity выпустила кавер-версию песни
«Воля и Разум» под заголовком «Will and Reason». Российская группа «Слот» записала свою версию песни «Улица Роз». В 2001 году вышел альбом A Tribute to Aria
с записями кавер-версий песен Арии, записанных российскими
метал-группами. Ария - излюбленная мишень шуточных кавер-версий группы Бони НЕМ.
Семейка Арии
Бывшими и действующими участниками Арии в разные годы был образован
ряд сайд-проектов и полноценных групп. С легкой руки Сергея Маврина,
эти группы называют по его циклу радиопередач о них: «Семейка Арии»
(или «Семейка Ария»). В английском языке термин family применяется к
группам, которые сопровождает большое количество связанных проектов (Deep Purple family, Black Sabbath family, Slipknot family).
К «семейке» относят:
- Мастер
— группа Алика Грановского, образовавшаяся после раскола в 1987 году.
Андрей Большаков, сооснователь «Мастера», впоследствии покинул группу.
В конце 1980-х была самым популярным в СССР исполнителем трэш-метала.
Сергей Попов и Артур Беркут (сессионно), нынешние участники Арии, до
этого побывали в составе «Мастера». Две группы неоднократно
сотрудничали в различных проектах.
- Маврик
— сольный проект Сергея Маврина, основанный в мае 1998 году после
успеха сайд-проекта «Смутное время». Маврик исполняет хэви-метал, более
мелодичный и с некоторым влиянием прогрессив-метала. Артур Беркут был
первым вокалистом этой группы.
- Кипелов
— группа под руководством Валерия Кипелова, отколовшаяся от Арии в 2002
году. В ее создании участвовали также Маврин, Терентьев и Манякин.
- Артерия — проект Сергея Терентьева, основанный в 2004 году, после того, как Терентьев расстался с «Кипеловым».
- Сольные альбомы «Смутное время» и «АвАрия», выпущенные в 1997 году.
| |