Вклад в музыку
«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной) общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и России. Популярность «Арии» в немалой степени способствовала развитию соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» — одна из немногих российских рок-групп, известных и гастролирующих за пределами бывшего СССР.
Стиль
Основным жанром «Арии» является традиционный хэви-метал в его «английской» школе: «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам хэви-метала, как Iron Maiden, Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest. Из-за этого критики обвиняли «Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а также заимствовании музыкальных ходов у этих групп. Сами музыканты отвергают подобные обвинения:
Владимир Холстинин в интервью Дилану Трою:
Большинство наших музыки-то никакой толком не знают. Услышали один раз - «Iron Maiden», и давай нас склонять. Триольный ритм играли еще «Deep Purple», массу аналогичных моментов можно найти и у «Jethro Tull». Вот хоть бы раз написали, что я содрал что-нибудь у «Jethro Tull». Хоть какое-то разнообразие...
Оригинальная логика: а если бы «Ария» играла кондовый рок-н-ролл, то получается, что мы обдираем Чака Берри? Во всем мире дискуссия на эту тему давно закончена.
В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По мнению бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом Ария обязана композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все-таки главный композитор „Арии“ — Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают на традиционные наши российские песни под гитару». Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и мелодические обороты». Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».
Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии» снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились некоторые элементы пауэр-метала.
Тематика
Тематика текстов «Арии», которые сочиняются профессиональными поэтами, близка к традиционной для хэви-метал. Среди постоянных тем —— обращения к теме войны, истории, религиозной мистики и ужасов, а также любовной лирике. Одной из самых постоянных тем является тема Апокалипсиса, Конца Света или разрушительной катастрофы, представленная почти на каждом альбоме в разных вариациях («Это рок», «Воля и разум», «На службе силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).
Тексты первых двух альбомов были написаны поэтом Александром Елиным. Они имели зачастую остросоциальный уклон, но при этом подвергались цензуре. В результате, традиционная для хэви-метал военная тематика представлена как антивоенная, пугающая ужасами войны. Эта тенденция продолжилась на первых альбомах группы «Мастер», куда перешли Елин и часть «арийцев».
Александр Елин в интервью utro.ru:
В: Тексты первого и второго альбома имели явно выраженную социальную и антивоенную тематику. Почему так получилось, был какой-то «социальный заказ»? АЕ: Да, тогда надо было проверять тексты на комиссии от Минкульта... Тексты под это надо было написать такие, чтобы не «обломились» поклонники хэви-металла, не было похоже на тексты, скажем, ВИА «Самоцветы» —– и в то же время чтобы они проходили «литовки». Поэтому выбор антивоенной тематики был совершенно сознательным. Мы в своём кругу с долей иронии называли всё это «Красным металлом» —– рок-музыканты вообще обязаны относиться к своим текстам с долей иронии. То есть героика-патетика была с некоторым «красноватым» оттенком – это был единственно возможный способ как-то действительно «выстрелить». Что, в общем, и получилось. |
Со сменой текстовика на Маргариту Пушкину в репертуаре «Арии» появились песни мистического, религиозного и хоррор-уклона (такие как «На службе силы зла», «Игра с огнём», «Антихрист», «Зомби»). Пиком этой тенденции стал альбом «Кровь за кровь», полностью посвящённый теме сверхъестественного. В период конца 90-х у группы появилось больше лирических медленных песен, к которым писались соответствующие тексты о любви и судьбе («Потерянный рай», «Осколок льда», «Закат»).
С ужесточением звучания на альбомах с Беркутом, а также с возвращением Елина и приходом Кокоревой и Лобанова, у группы появился уклон в историческую военную тематику («Колизей», «Кровь королей», «Крещение огнём», «Страж Империи»). На презентации альбома «Армагеддон» арийцы провели костюмированное историческое шоу.
О текстах «Арии», их значении и процессе написания, черновых вариантах песен, написана книга Маргариты Пушкиной «Ария Маргариты».
Все тексты «Арии» написаны и исполняются на русском языке. Однако существуют английские версии нескольких песен. В альбом «Штиль» вошла песня «You’d Better Believe Me», написанная на музыку «Не хочешь — не верь мне». В 2004 году на фестивале «Рокфест» в Москве, где выступали в основном зарубежные исполнители (Helloween, Masterplan) арийцы представили англоязычную программу из переведённых песен, в том числе «Колизей», «Штиль», «Тореро».
Каверы
На счету Арии три изданных кавер-версии песен иностранных исполнителей. Все каверы были исполнены переведёнными на русский язык и носят названия, взятые из текста. Это Manowar — Return of the Warlord (Пробил Час), Golden Earring — Going to the Run (Беспечный Ангел) и White Lion — Cry for Freedom (Свобода). Все три песни в русском переводе Пушкиной посвящены тематике байкеров. «Пробил Час» и «Беспечный ангел» были изначально изданы на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» — на втором, позднее все три были переизданы на альбоме редких треков «Штиль». Песня «Беспечный Ангел» некоторое время возглавляла Чартову Дюжину и вошла в постоянный репертуар группы.
Кроме того, на нескольких концертах после 2003 года Ария исполняла кавер-версию песни группы Iron Maiden The Trooper. Однако, в записи эта композиция не появлялась.
В свою очередь, песни группы Ария становились объектом кавер-версий других групп. В частности, группой Rammstein в 2003 году был выпущен редкий сингл Schtiel, содержащий кавер-версию песни «Штиль», обработанную в индастриал-стиле. Немецкая же хэви-метал группа Solemnity выпустила кавер-версию песни «Воля и Разум» под заголовком «Will and Reason». Российская группа «Слот» записала свою версию песни «Улица Роз». В 2001 году вышел альбом A Tribute to Aria с записями кавер-версий песен Арии, записанных российскими метал-группами. Ария - излюбленная мишень шуточных кавер-версий группы Бони НЕМ.
Семейка Арии
Бывшими и действующими участниками Арии в разные годы был образован ряд сайд-проектов и полноценных групп. С легкой руки Сергея Маврина, эти группы называют по его циклу радиопередач о них: «Семейка Арии» (или «Семейка Ария»). В английском языке термин family применяется к группам, которые сопровождает большое количество связанных проектов (Deep Purple family, Black Sabbath family, Slipknot family).
К «семейке» относят:
- Мастер — группа Алика Грановского, образовавшаяся после раскола в 1987 году. Андрей Большаков, сооснователь «Мастера», впоследствии покинул группу. В конце 1980-х была самым популярным в СССР исполнителем трэш-метала. Сергей Попов и Артур Беркут (сессионно), нынешние участники Арии, до этого побывали в составе «Мастера». Две группы неоднократно сотрудничали в различных проектах.
- Маврик — сольный проект Сергея Маврина, основанный в мае 1998 году после успеха сайд-проекта «Смутное время». Маврик исполняет хэви-метал, более мелодичный и с некоторым влиянием прогрессив-метала. Артур Беркут был первым вокалистом этой группы.
- Кипелов — группа под руководством Валерия Кипелова, отколовшаяся от Арии в 2002 году. В ее создании участвовали также Маврин, Терентьев и Манякин.
- Артерия — проект Сергея Терентьева, основанный в 2004 году, после того, как Терентьев расстался с «Кипеловым».
- Сольные альбомы «Смутное время» и «АвАрия», выпущенные в 1997 году.